Исследовательская работа учеников Бармановской школы. — Храм Святой Троицы

Исследовательская работа учеников Бармановской школы.

img049  Изучая историю родного края, краеведы школы вели поисковую работу, встречаясь с долгожителями Троицкого края: Орловой Марией Павловной, Викторовой Юлией Дмитриевной, Небовой Клавдией Захаровной, Соколовой Елизаветой Захаровной, Кузьминой Александрой Филипьевной, Кельдусильд Александром Августовичем, обращаясь к архивным документам, например, в школьный музей подарена рукопись « Очерк села Троица- Закулжье» А.Н. Милкова, из библиотеки г. Санкт- Петрбурга была прислана единственная фотография действующей церкви, снятая в начале ХХ века, приблизительно в 1910г.  В результате ребятами собран материал о возникновении в селе Троица храма во имя Святой Живоночальной Троицы.

 

Дорога к храму у каждого своя. Она как истина, которая не передается по наследству, и каждому приходится открывать её самому- самому выстрадать. Я все больше убеждаюсь, что Россия – страна православная, что её жизненные задачи лежат в духовной области, и в этом её истинное предназначение и смысл её исторического существования. Поэтому именно сегодня давайте поговорим о вере « ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат,  и глаза свои сомкнули»- читаем в Евангелии. А еще Иоанн Кронштадский говорил людям: « Ежедневно благодарите Бога за то, что вы- русские и родились в России». Начнем же рассказ о нашем далёком и недалёком прошлом и прочувствуем, как предки наши искали свой путь к храму и не понаслышке знали о деяниях чистоты и любви.

 

Фотографии церкви . Троица.

Церковь Троицы Живоначальной. с.Троица бывшее Троицкое в Закулижье
Церковь Троицы Живоначальной. с.Троица бывшее Троицкое в Закулижье

 

Тишина и покой кругом. Тихо в селе. И стоит в зелени белая красавица- столько лет стоит- молчит! Она сейчас кажется необыкновенно красивой, той подлинной, неброской красотой, над которой время не властно.

Давно уже истлели в земле строители её, давно стала прахом та умная голова, что задумала её такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думали те неведомые мастера, оставляя после себя эту

 

 

светлую каменную сказку? Они и сами не знали. – Так просила душа…

Музыка.

Былая Русь! Не в те ли годы

Наш день. Как будто у груди,

Был вскормлен образом свободы,

Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,

 Отгоревала, отошла.

 И всё ж я слышу с перевала,

 Как веет здесь. Чем Русь жила!

                                         ( Н. Рубцов)

Былая Русь. 14 век. На месте наших селений — дремучие леса и болота. Но куда бы мы ни посмотрели — всюду видим первых поселенцев: юношей и старцев, бельцов и монахов, купцов и царственных сановников, которые меняли свои профиры на власяницы монахов, оставляли свои дома и уходили в эти дебри учиться жизни равноангельской. Так возникли монастыри и приходские храмы. К ним приходили люди,  где они находили приют и мало- помалу возле этих мест обосновываются деревни и создается приходская жизнь.

16 век! Предки наши к этому времени были уже просвещены верою христианскою. Поэтому у них скоро возникла нужда в построении храма. Это был деревянный храм, очень древний, и построен был во имя Введения  во храм Пресвятой Богородицы. Деревянный храм существовал более 2,5 столетий. С духовной стороны предки были очень религиозны.   На жизненном пути их нередко постигали и стихийные бедствия: повальные болезни с морами, опустошительные пожары, градобития. Падежи скота. В таких случаях они не падали духом, но еще сильнее обращали свое верующее сердце к Богу.

 

Музыка.

 Холодно, голодно в нашем селении.

Утро печальное- сырость, туман.

Колокол тихо гудит в отдалении

В церковь зовет прихожан.

Все население- старо и молодо

 С плачем поклоны кладет

О прекращении лютого голода

Молится жарко народ.

 Редко я в нем настроение строже

И сокрушенней видал!

Милуй народ и друзей его, Боже!-

Сам я невольно шептал.

                             ( Н. Некрасов)

 

С твердой верой и любовью в сердце люди приступили к строительству своего нового храма, когда старый деревянный, пришёл в ветхость. На приходские средства новый храм во имя Святой Живоначальной Троицы был отстроен в 1810 году. В его строительстве принимали участие все прихожане: мужчины и женщины, старики и дети- все находили себе работу в этой постройке. Весь материал заготовлялся на месте. Заготовка и обжог кирпича происходили рядом. Лесоматериалом богаты окрестности. Когда храм был отстроен снаружи, во внутрь его иконостасы и вся храмовая утварь перенесены из старого деревянного храма. Стенная живопись масляными красками произведена была позже при священнике о. Николае Итинском и к     1910- ому году сооружен новый иконостас с позлащённой резьбой под виноград. В 90-х г.  н.в. подарен жителями села в Толгский монастырь под Ярославлем.

Итак. Новый храм был построен и как великан стоял на сельской площади, величественно подняв к небу свой шпиль, и как маяк корабля указывал путь пловцам по житейскому морю.

Музыка.

 

Храм божий на горе мелькнул,

И детски чистым чувством веры

 Внезапно на душу пахнул

И шепчет голос неземной:

Лови минуту умиленья, Войди с открытой головой

Фото№2.

Перед вами единственная дошедшая до нас фотография действующей церкви, снятая в начале ХХ в. После 150 лет существования была закрыта Советской властью.

Летний храм, зимний, колокола, о которых наш следующий рассказ.

Колокола звонят в тиши

Слышны удары за ударом

 И все поют о добром, старом

О детском времени они.

Всего колоколов было 7. Большая октава весом 312 пудов 18 фунтов ( 5 тонн),  помилейный баритон весом 104 пуда ( более 1,5т.), ночной тенор 66 пудов, за ним шли 2 позвозные альта и 2 малых дискантика.

Большой колокол нового каменного храма отливали на месте. Для отливки его с литейного завода купца Оловянникова из Ярославля были приглашены особые мастера со своей арматурой. Против церкви на сельской площади в земле была вырыта яма в форме колокола , возле установили большой котел с содержимым для литья материалом. При высокой температуре поддерживали огонь, в особой печи.  Когда масса была раскалена до точки кипения, присутствующие прихожане от всего сердца бросали очень много золотых и серебряных вещей, которые быстро растворялись в кипящей массе. Зачем?  Да что бы звон колокола в последствии был как можно чище, громче. Мелодичнее. После продолжительного остывания и шлифовки колокол был поднят на особый пьедестал , установленный тут же на больших камнях.

Люди вспоминали, как происходило поднятие этого колокола. Он шел в высь по блокам, которые передвигали большие тросы. Старожилы картинно изображали, как этот великан висел в воздухе и медленно поднимался к небу, как при этом заливисто пел церковный хор, как рыдал народ от умиления и радости, и как после того , как первый звук колокола огласил вселенную, все попадали ниц, и уже святые слёзы восторга и торжества засветились на лицах.

Остается сказать о самом звоне. Замечательным звонарём был церковный сторож Павел Климыч Канарейкин. И звонил он           по – разному .  В торжественные дни он звонил  « царский звон», а при погребениях усопшего брал в унисон и звонил в минорном духе- плачевно.

Особенно приятно было слушать его « красный» звон. В пасхальные дни, когда в весеннем небе только  что начинает заниматься заря и бросать макушки деревьев первые лучи

восходящего солнца, в небесной лазури заливистой трелью разносились особо торжественные звуки этих небесных цимбал. Они куда-то спешили, маленькие дискантики даже не поспевали за гармонично настроенной октавой. Они то захлёбывались, то журчали подобно весенним струйкам, и в этой прохладе утра, вместе с песней жаворонка купались в чистых волнах пробуждающейся природы. Голосистые альты едва успевали вторить, и все это, смешивалось в одну общую радостную гамму, особо настраивало верующее сердце. В эти минуты поистине хотелось жить, радоваться, ликовать и присоединить свой голос к мировому аккорду торжества.

 

— Колокол дремавший разбудил поля

— Улыбнулась солнцу сонная земля

— Понеслись удары к синим небесам

— Звонко раздается голос по лесам

— Скрылась за рекою бледная луна

— Звонко побежала, резвая волна

— Тихая долина отгоняет сон

— Где-то за дорогой затихает звон .

 

Погребальный звон был особенно умилителен. Вместе с плачущими звуками колоколов грустно становилось на душе. Но эта грусть не приводила в отчаяние, а наоборот, подкрепляла и напоминала о том, что жизнь человека коротка по сравнению с вечностью, а поэтому этот звон настраивал веру в дальнейшие жизни души. Но вот старый звонарь отзвонил, и в этом искусстве уже не было равных  ему.

Царский звон был так же хорош. Но он имел некоторые свои оттенки. Звучал торжественно, уверенно, ноты брал не спеша и отличался большой членораздельностью.

Шло время. Оголились от золота купола. Потеряли живописную роспись стены. В пустые проёмы окон врывается ледяной со снегом ветер. Рухнула крыша зимнего храма. Сброшены и уничтожены колокола , разграблено внутреннее убранство. Только стены, омываемые дождями, как слезами, стоят прочно и твердо, как репка и тверда была вера и сильна любовь к храму людей, строивших его.

Наше выступление мы хотим закончить стихотворением учителя русского языка школы Зверевой О.Е. « У разбитого храма».

 

x_a735d46aИнформацию предоставила журналист Татьяна Амангельдыева